ВИТАМИНЫ И ЗДОРОВЬЕ
В школе ребята проходили ежегодный врачебный осмотр. Десятилетнему Никите, у которого определили небольшое ухудшение зрения, врач посоветовал ежедневно принимать витамины.
Никита решил сначала побольше узнать о витаминах. Он нашёл в Интернет два текста и таблицу, которые приведены ниже.
В XVII—XVIII веках во время длительных морских путешествий довольно часто люди на корабле заболевали цингой и даже гибли от этой болезни. При достаточных запасах продовольствия у людей возникала слабость, расшатывались зубы и кровоточили дёсны. Почему?
На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока в 1880 году русский учёный Николай Лунин не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока, чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. «Из этого следует, что в молоке... содержатся ещё другие вещества, незаменимые для питания», — сделал вывод учёный.
Ещё через 16 лет нашли причину болезни бери-бери, распространённой среди жителей Японии и Индонезии, питавшихся в основном очищенным рисом. Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, бродившие по двору. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим бери-бери. Стоило заменить его на рис неочищенный — болезнь проходила.
Только в 1911 году польскому учёному Казимиру Функу удалось впервые выделить эти таинственные вещества — витамины. Год спустя он же придумал и название — от латинского vita — жизнь.
|
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ВИТАМИНЫ
Витамин А необходим для хорошего зрения. Дефицит этого витамина приводит к «куриной слепоте», т.е. неспособности видеть ясно при слабом освещении. Важен для укрепления и роста зубов, ногтей, волос, костей.
Витамин В1 играет важную роль в энергетическом обмене. Недостаток витамина В1 приводит к заболеванию нервной системы (болезнь бери-бери).
Витамин В2 является ростовым фактором. Поддерживает нормальное состояние кожи.
Витамин В6 играет большую роль в обмене веществ. Необходим для нормальной работы нервной системы.
Витамин С необходим для формирования и сохранения зубов, дёсен, мышц, кровеносных сосудов, а также костей, хрящей и сухожилий. Повышает устойчивость организма к инфекциям (ангине, гриппу и т. д.).
Витамин D предотвращает рахит, способствует также усвоению магния и выведению из организма токсичного элемента — свинца.
|
Витамин
|
Продукты растительного происхождения
|
Продукты животного происхождения
|
А
|
Морковь, цитрусовые
|
Сливочное масло, сыр, яйца, печень, рыбий жир
|
D
|
|
Молоко, яйца, рыбий жир, печень трески, жирные сорта рыбы
|
C
|
Шиповник, чёрная смородина, земляника, апельсины, лимоны, капуста
|
|
В1
|
Сухие пивные дрожжи, проростки пшеницы, овёс, орехи (фундук)
|
|
В2
|
Дрожжевой экстракт, проростки пшеницы, отруби пшеницы, соевые бобы, капуста брокколи
|
Печень, яичный желток, сыр
|
В12
|
Дрожжи, морские водоросли
|
Печень, почки, икра, яйца, сыр, молоко, творог, мясо, рыба
|
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ
- Придумай названия к первому тексту и к таблице. Запиши оба названия.
Название первого текста ______________________________________
Название таблицы ___________________________________________
- Николай Лунин проводил свои исследования с двумя группами мышей. Выпиши из текста слова, указывающие на различия в питании двух групп мышей.
Первая группа питалась ______________________________________
________________________________________________________________
Вторая группа питалась ______________________________________
________________________________________________________________
- Используя информацию первого текста, заполни таблицу
Год
|
Фамилия, имя ученого
|
Открытие
|
1880
|
|
Вещества, необходимые для питания
|
|
Христиан Эйкман
|
Причина болезни «бери-бери»
|
1991
|
Казимир Функу
|
|
|
|
«Жизнь»
|
- *. В тексте сказано: «Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, бродившие по двору».
Какой витамин, позволивший курам вылечиться, вероятнее всего, содержался в неочищенном рисе? Запиши его название и объясни свой выбор.
Я считаю, _______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Врач установил у Никиты некоторое ухудшение зрения. Какой витамин более других необходим организму мальчика? Обведи ответ с обозначением данного витамина.
- D
- С
- А
- В2
- Какие овощи и фрукты ты посоветовал бы Никите включить в свой рацион для профилактики ухудшения зрения? Обведи выбранный тобой ответ:
- соевые бобы и капусту брокколи
- апельсины и морковь
- овёс и орехи
- шиповник и фундук
- *. В октябре в школе увеличилось число ребят, пропускающих занятия по причине простудных заболеваний. Школьный врач попросил Никиту нарисовать плакат о пользе одного из витаминов для профилактики простуды. Запиши название витамина, о котором говорил врач. ___________________________________________________________
Нарисуй такой плакат. Обязательно укажи на нём, какой витамин нужно принимать, для чего он предназначен и в каких продуктах содержится. Рисунок можно сделать ручкой или карандашом.
- *. Мама попросила Никиту помочь ей в выборе меню для ужина. Маме хочется, чтобы её дети получали с пищей необходимые им витамины.
Младшему брату Никиты кажется, что он недостаточно быстро растёт. Он хочет есть те продукты, которые содержат больше всего необходимых для роста витаминов. Никита должен заботиться о своём зрении, а их маленькая сестрёнка склонна к простудам.
Из приведённого ниже списка нужно выбрать для ужина салат, горячее блюдо и напиток так, чтобы в них содержались витамины, необходимые для всех детей.
Подчеркни по одному из выбранных блюд в каждой группе.
Салаты:
Салат из капусты с морковью
Салат из огурцов и зелени
Салат из морских водорослей
Горячие блюда:
Куриная котлета с фасолью
Жареная рыба с картофелем
Котлеты из печени с рисом и яйцом
Напитки:
Напиток из облепихи
Апельсиновый сок
Сладкий чай
- К какому виду относится прочитанный вами текст «Зачем нужны витамины». Выбери верный ответ. Подчеркни его.
- художественный
- научный
- научно-популярный
- деловой
Рекомендации по оценке выполнения заданий
Как было раньше указано, проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы.
За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа заданий.
За выполнение заданий с выбором нескольких ответов может быть выставлено от 0 до 3 баллов.
За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответом ученик может получить от 0 до 3 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не соответствующий поставленной задаче (не связанный с поставленной задачей), задание считается выполненным частично. Баллы за выполнение заданий с кратким и развёрнутым ответом проставляются в работу учащегося, в специальные клеточки рядом с номером задания.
В таблице 3 приводятся описания правильных ответов и критерии для оценки выполнения всех заданий работы.
Таблица 3
Описание правильных ответов и критерии
для оценки выполнения заданий работы
Номер задания
|
Правильный ответ или критерии оценивания
|
1
|
В названии текста должно содержаться указание:
- на процесс открытия (или изучения, или исследования) витаминов и
- на объект — витамины.
Примеры правильных ответов: «Как открыли витамины», «Витамины и их открытие», «Как учёные открыли витамины», «Человечество узнаёт о витаминах», «Изучение витаминов», «История изучения витаминов» и др.
В названии таблицы должно содержаться указание на взаимосвязь:
- витаминов и
- продуктов питания.
Примеры правильных ответов: «Витамины в продуктах питания», «Витамины в продуктах растительного и животного происхождения», «Разные продукты и витамины», «В каких продуктах больше всего витаминов?» и др.
2 балла — приведены названия для текста и таблицы.
1 балл — приведены названия текста и таблицы, но верное название дано только для одного объекта (в названии приведены оба элемента). Для второго объекта название сформулировано в обобщённом виде, например «Витамины», «О витаминах» и т. п.
ИЛИ
Приведено название только для одного из объектов и оно является верным (содержащим оба элемента названия).
ИЛИ
Приведены названия для обоих объектов, но оба названия сформулированы лишь в обобщённом виде (с указанием только одного из элементов).
0 баллов — другие ответы.
|
|
2
|
Правильный ответ
Первая группа питалась «искусственной пищей, составленной из всех известных частей молока» (допускается — «искусственной пищей»).
Вторая группа питалась «натуральным молоком» (допускается — «натуральной пищей»).
2 балла — указаны оба ответа.
1 балл — указан только один любой ответ.
0 баллов — другие ответы
|
|
3
|
Правильный ответ
|
|
Год
|
Фамилия, имя ученого
|
Открытие
|
|
1880
|
Николай Лунин
|
Вещества, необходимые для питания
|
|
1896
|
Христиан Эйкман
|
Причина болезни «бери-бери»
|
|
1991
|
Казимир Функу
|
Витамины
|
|
1992
|
Казимир Функу
|
«Жизнь»
|
|
2 балла — верно заполнены все ячейки таблицы.
1 балл — верно заполнены 4-3 ячейки таблицы.
0 баллов — верно заполнены 1-2 ячейки таблицы или не дано ни одного правильного ответа.
|
|
4
|
Правильный ответ: В1.
3 балла — дан правильный ответ;
записан небольшой (4-5 предложений) связный содержательный текст, в котором приведены аргументы, подтверждающие вывод и соответствующие поставленному вопросу.
2 балла — дан правильный ответ;
написано 2-3 предложения, в которых приведены аргументы, подтверждающие вывод, но не соответствующие поставленному вопросу.
1 балл — дан правильный ответ, но не приведены аргументы, подтверждающие вывод.
0 баллов — другие ответы.
Орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются.
|
|
5
|
Правильный ответ: 3) А.
1 балл — выбран правильный ответ.
0 баллов — другие ответы
|
|
6
|
Правильный ответ: 2) апельсины и морковь.
1 балл — выбран правильный ответ
0 баллов — другие ответы
|
|
7
|
Правильный ответ:
- записано название витамина С (на плакате или в работе);
- нарисовано (или записаны названия) не менее двух фруктов или овощей, содержащих витамин С (шиповник, чёрная смородина, земляника, апельсины, лимоны, капуста);
- явно или неявно показано, для чего предназначен витамин (символически изображена простуда и зачёркнута, или, напротив, подчёркнуто отсутствие болезни, или написаны слова, соответствующие назначению витамина, например, «защищает от простуды»).
3 балла — верно указаны (изображены) все три элемента ответа (плаката).
2 балла — верно указаны (изображены) только два элемента ответа (плаката).
1 балл — верно указан (изображён) только один элемент ответа (плаката).
0 баллов — другие ответы
|
|
8
|
Правильный ответ (оптимальный выбор):
салат из капусты с морковью; котлеты из печени с рисом и яйцами; апельсиновый сок.
В правильном ответе не должны содержаться:
салат из огурцов и зелени; куриная котлета с фасолью; сладкий чай.
3 балла — указаны правильно блюда из трёх групп. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.
2 балла — указаны правильно блюда из двух групп. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.
1 балл — указано правильно блюдо только из одной группы. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.
0 баллов — другие ответы
|
|
9
|
Правильный ответ: 3) научно-популярный
1 балл — выбран правильный ответ
0 баллов — другие ответы
|
|
|
|
|
|
|